Кириллова Ольга Васильевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики.

Научная специальность по диплому доктора наук

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Основные биографические данные

  • 1981 – окончание электротехнического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по специальности «автоматика и телемеханика».
  • 1995 – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
  • 1996 – окончание факультета психолого-педагогических знаний ЧГУ..
  • 1997 – защита кандидатской диссертации, кандидат педагогических наук.
  • 1999 – защита докторской диссертации по теме «Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения».
  • 2000 – профессор кафедры педагогики и психологии.
  • 2011 – профессор кафедры педагогики и развития образования.
  • 2017 – профессор кафедры философии, социологии и педагогики.

Краткая аннотация научной деятельности

Специалист в области педагогики, теории обучения и воспитания. Научные направления: педагогическое общение, педагогика профессионализма, педагогика поликультурности, гендерные исследования, педагогика семьи.

Исполнитель по грантам и госконтракту:

  • грант РГНФ «Историко-педагогический анализ становления и развития музыкального образования в Чувашии и прогнозирование его дальнейшего развития» (2006–2007);
  • грант РГНФ «Научное наследие И.Я. Яковлева в просвещении нерусских народов Востока России» (2010–2011);
  • госконтракт с Федеральным агентством по науке и инновациям по теме «Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок».
  • Исполнитель гранта РФФИ «Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования (2019-2021).

Эксперт по экспертизе соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным гос. образовательным стандартам или федеральным гос. требованиям. Член диссертационного совета ЧГУ им. И.Н. Ульянова (1998–2000), член диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Ульяновского государственного университета (2000–2021).

Автор более 200 научных публикаций, 10 статей в журн. из перечня ВАК, 16 монографий, 2 учебных пособий с грифом УМО.

Наиболее значимые публикации

  1. Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Иванова Е.К., Инклюзивное образование: опыт учителя// Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски / Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» / Ульяновск, 2021. С. 115-121.
  2. Кириллова О.В. Выявление и коррекция уровня тревожности несовершеннолетних осужденных // Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика. Ганишина И.С., Кряжева А.Ю., Иванова Е.К., Кириллова Т.В., Ткаченко Н.И., Коршунова А.А., Юрина О.И., Шубникова Е.Г., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. / Коллективная монография. Ульяновск, 2019. С. 119-144.
  3. Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции // Коллективная монография / Чебоксары, 2019.
  4. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Организация контактной работы с курсантами образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Вопросы педагогики. № 3-2. С. 106-108.
  5. Sukhodimtseva A.P., Kirillova O.V., Chemerilova I.A., Lukashenko D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
  6. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Королюк И.Э., Кириллова Т.В., Кириллова О.В., Лучинина А.О. Интеграция в мировой мейнстрим инженерного образования на основе цифровой парадигмы // Управление устойчивым развитием. № 6 (31). С. 103-114.
  7. Pugacheva N., Kirillova T., Kirillova O., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologies // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.
  8. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
  9. Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
  10. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
  11. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Юридическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования // Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 347-352.
  12. Григорьева Е.В., Кириллова О.В. Образовательный процесс в медицинском ВУЗе // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. в 2 ч. Чебоксары, 2020. С. 94-98.
  13. Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Тавхитова И.Р. Семьи с ребенком инвалидом: проблемы внутрисемейного взаимодействия // Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве / Сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. Ульяновск, 2020. С. 61-72.
  14. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Влияние условий воспитания в неполных семьях на развитие лидерских качеств подростков // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. cборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием / Рязань, 2020. С. 576-583.
  15. Кириллова О.В., Герасимова С.Я. Взаимосвязь внутрисемейных отношений и жизненной стратегии инвалида // Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве /Сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. Ульяновск, 2020. С. 56-60.
  16. Кириллова О.В. Содержание и сущность понятия "трудная жизненная ситуация" // Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве / Сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. Ульяновск, 2020. С. 52-55.
  17. Гайнутдинов Э.К., Савицкий С.К., Кириллова О.В. Профилактика наркомании среди молодежи // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества / Сборник научных трудов ХIV Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 48-51.
  18. Кириллова О.В. Современные подходы к развитию жизненно важных навыков у младших школьников с ЗПР // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенитенциарной системе. Иванова Е.К., Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г., Кириллова Т.В., Ягьяева Э.И., Квалтырева Д.И., Холопова Е.Ю., Кузнецова И.А., Казанцев В.Н., Тавтилова Н.Н., Андреев А.М., Сатторова Д.В. коллективная монография. Ульяновск, 2020. С. 26-39.
  19. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Из опыта подготовки специалистов по проведению психофизиологических исследований с использованием полиграфа // Информационные технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП-2020) / Сборник материалов IX международной научно-практической конференции. Информационно-образовательный центр подготовки специалиста машиностроительного профиля. 2020. С. 257-266.
  20. Кириллова О.В. Эффективное взаимодействие педагогов образовательного учреждения с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека / Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. С. 181-186.
  21. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Ретроспективный анализ проблемы личностной самореализации женщин-сотрудников УИС в профессиональной деятельности // Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве / Сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. Ульяновск, 2020. С. 116-120.
  22. Кириллова О.В. Модель эффективного взаимодействия субъектов сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества / Сборник научных трудов XV Всероссийской научно-практической конференции / г. Чебоксары, 2020. С. 107-114.
  23. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в личностной и профессиональной сфере // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 80.
  24. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в личностной и профессиональной сфере // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 58-60.
  25. Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80-82.
  26. DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A TOOL FOR CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY'S ACADEMIC PERSONNEL Lunev A., Kirillova O., Miсhailova E., Gavrilova I., Kashina S. // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. Amsterdam, 2021. С. 469-474.
  27. Кириллова О.В., Торопова А.Д. Практические аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Ульяновск, 2021. С. 8-28.
  28. Кириллова О.В. Индивидуальная профконсультация: сущность и специфика // Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски / Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Ульяновск, 2021. С. 17-31.
  29. Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования // Ульяновск, 2021.
  30. Кириллова О.В., Милюкова Е.В. Опыт организации поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ (на примере общеобразовательной школы) // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. / Ульяновск, 2021. С. 29-59.
  31. Иванова Е.К., Кириллова О.В. Дифференцированный подход к детям с овз и к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях // Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски / Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Ульяновск, 2021. С. 3-13.
  32. Кириллова О.В. Совершенствование профессиональной позиции педагога в условиях инклюзивного образования // Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски /Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Ульяновск, 2021. С. 32-40.
  33. Николаева А.Ю., Кириллова О.В. Инклюзия в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски / Сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»/ Ульяновск, 2021. С. 49-58.
  34. Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. / Ульяновск, 2021. С. 60-91.
  35. Григорьева Е.В., Кириллова О.В. Системы мониторинга и контроля качества образования // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы XX Международной научно-практической конференции. 2022. С. 88-93.
  36. Кириллова О.В. Комплексный подход как основа построения взаимодействия субъектов сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований: опыт, внедрение результатов. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук. Ульяновск, 2023. С. 52-67.
  37. Кириллова О.В. Совершенствование профессиональной позиции педагога // Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований: опыт, внедрение результатов. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук. Ульяновск, 2023. С. 48-52.
  38. Кириллова О.В., Казайкина К.Ю. Понятие и сущность финансовой грамотности в психолого-педагогической литературе // Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований: опыт, внедрение результатов. сборник научных статей аспирантов, адъюнктов и преподавателей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук. Ульяновск, 2023. С. 41-47.

Автор коллективных монографий:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции Иванова Е.К., Шубникова Е.Г., Кадышева О.Н., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография. Чебоксары, 2019.
  2. Педагогика и психология девиантного поведения: теория и практика Ганишина И.С., Кряжева А.Ю., Иванова Е.К., Кириллова Т.В., Ткаченко Н.И., Коршунова А.А., Юрина О.И., Шубникова Е.Г., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Коллективная монография / Научн. ред. О.В.Кириллова, Т.В. Кириллова. Ульяновск, 2019.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенитенциарной системе Иванова Е.К., Кириллова О.В., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г., Кириллова Т.В., Ягьяева Э.И., Квалтырева Д.И., Холопова Е.Ю., Кузнецова И.А., Казанцев В.Н., Тавтилова Н.Н., Андреев А.М., Сатторова Д.В. // Коллективная монография / Ульяновск, 2020
  4. Боронина К.И., Иванова Е.К., Кириллова О.В., Кириллова Т.В., Милюкова Е.В., Торопова А.Д., Чемерилова И.А., Шубникова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования // Коллективная монография / Научн. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. Ульяновск, 2021. 163 с.
  5. Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования / Ульяновск, 2021. 226 с.
  6. Арсентьева С.И., Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования. Ульяновск, 2022.

Дополнительные сведения

Делегат Второго всероссийского съезда женщин (2008). Является членом жюри в секции «Педагогика» на городских школьных научно-практических конференциях, Республиканской конференции фестиваля творчества обучающихся «EXCELSIOR», Межрегиональной студенческой научной конференции «Юность Большой Волги». Участник многочисленных Всероссийских и Международных научно-практических конференций.

Награды:

  • Почетная грамота Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова;
  • Почетная грамота Ульяновского гос. университета;
  • Благодарности Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (2006–2012);
  • Благодарность ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (2021).

© 2019-2022 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх