Положение о кафедре философии, социологии и педагогики

Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.

На кафедре работают 14 преподавателей (в том числе 2 из числа работодателей). Большинство из них имеют ученую степень. Два доктора наук: Л.А. Абрамова, О.В. Кириллова.

Образовательное пространство

На кафедре ведется обучение по всем уровням высшего образования:

Бакалавриат по направлению подготовки:

  • 44.03.02. Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика)

Аспирантура по направлениям подготовки:

  • 5.8. Педагогика
    • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические)
  • 5.7. Философия
    • 5.7.6. Философия науки и техники (философские)
    • 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские)
  • 5.4. Социология
    • 5.4.7. Социология управления

Научно-исследовательская деятельность

Основные научные направления кафедры

  1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
  • определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
  • изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
  • определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.

Имеется 2 учебно-методических пособия. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 20.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент А.Г. Степанов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
  • изучение философии этноса.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 1. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 9.

  1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Л.А. Абрамова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • историко-педагогический анализ нравственных отношений между субъектами образовательного процесса в первой трети XX в.;
  • развития психолого-педагогического образования в XX в.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 5.

Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий

1) учебно-методические пособия:

  • Философские проблемы техники: учебное пособие / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 88 с.
  • Методология научного исследования (методология научного познания). / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 160 с.
  • Психолого-педагогическое образование: практикум. / сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 128 с.
  • История социологии: учеб.-метод.пособие / А.П. Карпов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 80 с.
  • Гаврилова И.В., Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философия права: учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 160 с.
  • Ванчугов В.В., Карпов А.П. Образ и идея России в отечественном интеллектуальном наследии: Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 305 с.
  • Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философские проблемы медицинских и фармацевтических наук Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 88 с.

2) методические указания:

  • Абрамова Л.А. Психолого-педагогическое образование: «Особенности развития детей на разных возрастных этапах» Метод. указания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. 56 с.

3) коллективные монографии:

«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенициарной системе», «Чувашский национальный конгресс – институт консолидации общества»; «Информационно-цифровая парадигма современного знания»; «Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ)»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования»; «Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования»; «Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования».

4) сборники научных трудов:

  • «Феизовские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф.»;
  • «Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы междунар. науч.-практ. конф.»;
  • «Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве: сб. статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей»;
  • «Интеграция социально-философских и психолого-педагогических исследований современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф.»;
  • «Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски».

5) статьи ВАК:

  • Мукин В.А. Семенов В.Л. Соколова Л.Ю. Информационные ресурсы в государственном регулировании регионального развития // Kant. 2020. № 1 (34). С. 160-169.
  • Степанов А.Г. Бакаева Ж.Ю. Степанова С.Е. Мифологема исторического образа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Том 9. № 1А. С. 12-18.
  • Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
  • Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-218.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
  • Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
  • Степанов А.Г. Категория «мифологема» в системе становления картины социально-исторической реальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 4 (438). С. 21-26.
  • Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
  • Мукин В.А., Семенов В.Л., Соколова Л.Ю. Онтологическая сущность экономики знаний // Kant. 2021. №2. С.160-169.
  • Степанов А.Г. Правовое сознание в парадигмальном формате общественного идеала // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (54). С. 226-229.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80-82.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в личностной и профессиональной сфере // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 58-60.
  • Поверинов И.Е., Митрофанова М.Ю., Григорьев А.В. К вопросу о разработке оценочных материалов образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 53.
  • Верещак С.Б., Абрамова Л.А., Верещак А.В. Новые векторы правового регулирования молодежной политики в контексте федерального и регионального законотворчества // Право и практика. 2021. № 3. С. 24-28.
  • Агафонова Г.З., Трофимова И. Г., Никитина И. Г. Развитие познавательной активности у детей на основе использования песочной терапии как инновационной технологии // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 6 (166).
  • Чемерилова И.А. Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 4 (15).
  • Василенко О.В., Гаврилова И.В., Мирошниченко О.Н. Формирование гибких навыков у студентов посредством проектной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. №53 (2022). С. 30-34.
  • Чемерилова И.А. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. № 9 (123). 2022.

6) статьи Scopus и WoS:

  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Creating an Image of History in the Context of the Principles of the Scientific Picture of the World / Social science, education And human science. 5th international conference on education science and development (icesd 2020)
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Actual aspects of the state policy of the Russian Federation in the field of economic security / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Socio-economic ideal in the context of value priorities of national culture / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
  • V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, A.V. Mulendeeva, I.V. Gavrilova Analysis of the Living Standards in the Russian Regions // Advances in Economics, Business and Management Research 2020. volume 113. Р.572-577.
  • V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, I.V. Gavrilova, M.N. Yaklashkin Analysis of the Level of Social Development in Russia// Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. volume 113. Р.565-571.
  • Арсентьева С.И., Карпунина А.В., Купирова Ч.Ш. Organizational training and practical experience of foreign students of the medicine faculty at the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary (Russia) / 34th IBIMA conference on 13-14 November 2019 in Madrid, Spain.
  • Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak Labor Protection as the Basis for Reducing Occupational Injuries and Increasing Labor Productivity / Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2020
  • Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
  • Pugacheva N., Kirillova T.V., Kirillova O.V., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologie // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.
  • Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak, Jeanne S. Vasilieva A New Stage in the Counterstand of the Higher Education System to the COVID-19 Coronavirus Infection // Proceedings of the 37th IBIMA Conference. April 2021, Cordoba, Spain
  • Shmachilina-Tsybenko, SV, Ivanova, OM, Davletshina, GR., Khramova, KV, Chemerilova, IA. The possibilities of art therapy as one of the integrative methods in therapeutic pedagogy // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.395-405).
  • Щипцова А.В., Поверинов И.Е., Ильина Е.А. Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона // Регионология. 2022. Т. 30. № 2 (119). С. 359-382.
  • Abramova, L.A., Nazarychev, D.V., Marinin, S.A., Shamin, A.E., Repin, S.V. Topical Issues of Determining the Threshold Values of Indicators of Economic Security for Integrated Industrial Enterprises // Lecture Notes in Networks and Systems 2022, № 372, р. 751–760.
  • Nikolaev E.L., Aleksandrov A.Yu., Poverinov I.E., Niyazov L. Attitudes to COVID-19 during the lockdown among university students in russia and uzbekistan // European Psychiatry. 2022. Т. 65. № S1. С. S523.

Разработаные on-line курсы:

  1. Мукин В.А. «Методология научных исследований»
  2. Ефремов О.Ю. «Современные философские дискуссии»
  3. Чемерилова И.А. «Педагогика»
  4. Арсентьева С.И. «Философия на английском»
  5. Карпов А.П. «Качественные методы социологического исследования»

Реализуемые ГРАНТы:

2019–2021 гг. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования РФФИ № 20-013-00765А (рук-ль Чемерилова И.А.)

Программы, реализуемые через ЦДО

  1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.)

Контактная информация

Адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 17, стр.1, каб. 702.

Контактный телефон: 8 (8352) 45-21-29.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

© 2019-2022 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх