Положение о кафедре философии, социологии и педагогики
Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.
Вновь созданная кафедра представляет собой эффективный симбиоз двух предыдущих кафедр и направлена на решение следующих сложных для сегодняшнего дня задач:
- разработка нового подхода к проблемам методологии науки, концептуализация социальных технологий, визуализация теоретических абстракций;
- разработка теории образовательных пространств, исследование тенденций развития современных университетов, актуализация проблем формирования и развития личности в университетском образовательном пространстве;
- разработка комплексной программы развития университета;
- популяризация философских знаний и повышение престижа философствующего человека путем создания чувашской национальной школы философии в рамках общего этнофилософского направления;
- разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата;
- организация дополнительного образования в сфере психолого-педагогического образования;
- проведение социологических исследований разного характера;
- подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов (философских и педагогических) наук для народного хозяйства и сферы образования.
На кафедре работают 16 преподавателей. Большинство из них имеют ученую степень, в том числе четыре доктора наук: Л.А. Абрамова, О.В. Кириллова, Е.К. Иванова, В.А. Федотов.
Научная работа кафедры
Основные научные направления кафедры с аннотацией основных научных результатов
- МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
- определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
- изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
- определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.
Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 17.
- СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент А.Г. Степанов.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
- изучение философии этноса.
Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 1. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 6.
- КОНФЛИКТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- изучение методологических основ конфликтологии;
- проблемы стратификации общества.
Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.
- ЭТНОФИЛОСОФИЯ
Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования;
- изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации;
- определение места обычаев и традиций в философии этноса.
Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.
- РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Л.А. Абрамова.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- историко-педагогический анализ нравственных отношений между субъектами образовательного процесса в первой трети XX в.;
-
развития психолого-педагогического образования в XX в.
Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 4.
- ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор О.В. Кириллова.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- естественнонаучное образование студентов в условиях классического университета.
Количество защищенных диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями за последние 5 лет – 1 кандидатская. Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 2. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 5.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ
Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Е.К. Иванова.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- совершенствование подготовки будущих выпускников вуза;
- формирование профессионально-педагогической компетентности выпускников вуза.
Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 3. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 22.
Перечень инновационных научно-технических разработок и оказываемых услуг
Кафедра осуществляет деятельность по реализации проектов по подготовке сотрудников предприятий ЧР к инновационной научно-исследовательской деятельности (2014 г. – курсы по подготовке сотрудников «ПО Элара» по программе Философия и история науки). Курсы по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».
На кафедре много лет успешно ведется подготовка аспирантов и соискателей, функционирует аспирантура по направлениям подготовки:
- 39.06.01 «Социологические науки», направленность (профиль) 22.00.08 – Социология управления (очное и заочное обучение);
- 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность (профиль) 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;
- 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», направленность (профиль) 09.00.11 – Социальная философия.
Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий
1) учебно-методические пособия:
- Общая социология: учеб. пособие / Карпов А.П. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 76 с.
- Теоретический курс философии: учеб. пособие / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 156 с.
- Современная постановка проблем основных философских понятий: учебн. пособие /Федотов В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 52 с.
- Философские проблемы техники: учебное пособие / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 88 с.
- Методология научного исследования (методология научного познания). / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 160 с.
- Психолого-педагогическое образование: практикум. / сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 128 с.
- История социологии: учеб.-метод.пособие / А.П. Карпов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 80 с.
2) методические указания:
- Философия: учеб. программа для студентов юрид. специальностей / сост. А.г. Степанов, Н.Г. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 40 с.
- Philosophy: учеб.-метод. пособие для иностранных студентов медицинских специальностей / сост. С.И. Арсентьева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 28 с.
- Психолого-педагогическое образование: метод. указания к курсовой и контрольной работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 28 с.
- Психолого-педагогическое образование: метод. указания к выпускным квалификационным работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 36 с.
- Организация библиотечного дела в Чувашии / Иванова Е.К. - Чебоксары: ЧГИКИ, 2019. 50 с.
3) коллективные монографии:
«Педагогика профессионализма: интегративно-аксиологический подход», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике», «Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управления образовательным процессом», а также «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX – начала XX вв.», «Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития»; «Историко-педагогический анализ основ проектирования развивающего содержания образования»; «Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии»; «Формирование системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста»; «Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенициарной системе», «Чувашский национальный конгресс – институт консолидации общества»; «Информационно-цифровая парадигма современного знания»; «Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ)».
4) сборников научных трудов:
«Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики»; «Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции»; «практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): материалы Международной научно-практической конференции»; «Феизовские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф.»; «Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы междунар. науч.-практ. конф.»; «Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве: сб. статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей».
5) статей ВАК:
- Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни регионов России. – 2019. – №1(211). – С. 98-105.
- Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
- Ефремов О.Ю., Тимофеева Е.С. Проблема кризиса университета в современном постиндустриальном обществе // Развитие образования. 2019. № 1 (3). С. 54-57.
- Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни населения регионов России №1(211), 2019 http://vcugjournal.ru/ru/issues-of-journal-ru.html
- Мукин В.А., Чунихин С.С. Эффективность синергетического подхода в химическом исследовании // Философия науки. – 2019 – №1. – С 96-105. DOI: 10.15372/PS20190106.
- Мукин В.А. Метод исследования человеческого капитала в социокультурном пространстве Чувашской Республики // Almamater (Вестник высшей школы). – 2019 – №5 (май). – С. 78-82. Режим доступа: https://doi.org/10.20339/AM.05-19.078.
- Бакаева Ж. Ю., Степанов А. Г., Матвеева О. Л. «Константы утопического как основания мифологемы картины социально-исторической реальности» // «Манускрипт». 2019 Том 12 Выпуск 6.
- Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента // Вестник Российского университета кооперации, 2019, № 2(36), 61-64.
- Мукин В.А. Семенов В.Л. Соколова Л.Ю. Информационные ресурсы в государственном регулировании регионального развития // Kant. 2020. № 1 (34). С. 160-169.
- Степанов А.Г. Бакаева Ж.Ю. Степанова С.Е. Мифологема исторического образа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Том 9. № 1А. С. 12-18.
- Федотов В.А. Лапина С.Н. Здравый смысл как компонент обыденного сознания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Том 9. № 1А. С. 70-78.
- Иванова Е.К. Библиотека – важный фактор социализации сельского населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 177-184.
- Иванова Е.К., Пашина Л.Н. Обучение основам национальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 20-23.
- Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
- Абрамова Л.А., Верещак С.Б., Верещак А.В. Актуальные вопросы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Право и практика. 2020. № 1. С. 33-37.
- Верещак С.Б., Верещак А.В., Абрамова Л.А. Средства индивидуальной мобильности, проблемы правового регулирования участия в дорожном движении и административной ответственности // Право и практика. Научный журнал НИИ истории, экономики и права и Кубанской коллегии адвокатов адвокатской палаты Краснодарского края. 2020. №4. С. 75-78.
- Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-218.
- Иванова Е.К. Библиотека - важный фактор социализации сельского населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 177-184.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
- Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
- Степанов А.Г. Категория «мифологема» в системе становления картины социально-исторической реальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 4 (438). С. 21-26./li>
- Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
6) статьи Scopus:
- Arrangement of cooperation between labor market and regional vocational education system (Организация сотрудничества между рынком труда и региональной системой профессионального образования) / Terentyeva I.V., Kirillova O., Kirillova T., Pugacheva N., Lunev A., Chemerilova I., Luchinina A. The International Journal of Educational Management, 2018. Т.32. № 6.
- Practical Recommendations for Improving the Training of Police Officers / Olga Kirillova, Tatyana Kirillova, Natalya Pugacheva, Irina Gavrilova, Niyaz Safin, Lilia Safina, Timur Khalmetov. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 2018. 21(3).
- V. V. Smirnov, O. N. Kadysheva, M. Motygina, V. N. Chaynikov, V. L. Semenov, G. N. Denisov, M. N. Yaklashkin, P. G. Gorbunova Information and Communication Technology for Developing the National Innovation System // Advances in Social Scince, Education and Humanities Research, vol.289, p.279-285.
- Мукина И.В., Соколова Л.Ю., Мукин В.А. Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 2. С. 153-172.
- V.V. Smirnov, O.N. Kadysheva, M.M. Mityugina, V.N. Chainkov, V.L. Semenov, G.N. Denisov, M.N. Yaklashkin, P.G. Gorbunova Information and Communication Technology for Developing the National Innovation System // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289.
- V. V. Smirnov, V. L. Semenov, G. Z. Agafonova, I. A. Gushchin, G. N. Denisov. Russian Enterprises Energy Supply Problem // Advances in Social Science, Education and Humanities Research Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). 2019, volume 333, р.900-904.
- Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Creating an Image of History in the Context of the Principles of the Scientific Picture of the World / Social science, education And human science. 5th international conference on education science and development (icesd 2020).
- Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Actual aspects of the state policy of the Russian Federation in the field of economic security / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
- Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Socio-economic ideal in the context of value priorities of national culture / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
- Степнов А.Г., Бакаева Ж.Ю., Ананьев М.А. Economic Systems in Global imension of Information Society / Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con".
- Pugacheva, Natalya; Kirillova, Tatyana; Kirillova, Olga; с соавторами. Forming the Basic Mathematical Knowledge among Technical Students / NTERNATIONAL JOURNAL OF EMERGING TECHNOLOGIES IN LEARNING Том: 15 Выпуск: 3 Стр.: 34-50.
- V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, A.V. Mulendeeva, I.V. Gavrilova Analysis of the Living Standards in the Russian Regions // Advances in Economics, Business and Management Research 2020. volume 113. Р.572-577.
- V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, I.V. Gavrilova, M.N. Yaklashkin Analysis of the Level of Social Development in Russia// Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. volume 113. Р.565-571.
- Иванова Е.К., Пушкин А.А. University Library under the Impact of Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. 2020, Pp. 479-491.
- Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А. Legal culture in the context of paradigms of social ideal / Journal of Physics: Conference Series.
- Арсентьева С.И., Карпунина А.В., Купирова Ч.Ш. Organizational training and practical experience of foreign students of the medicine faculty at the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary (Russia) / 34th IBIMA conference on 13-14 November 2019 in Madrid, Spain.
- Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak Labor Protection as the Basis for Reducing Occupational Injuries and Increasing Labor Productivity / Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2020.
- Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
- Pugacheva N., Kirillova T.V., Kirillova O.V., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologie // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.
Реализуемые ГРАНТы:
- Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования РФФИ № 20-013-00765А (рук-ль Чемерилова И.А.)
Программы, реализуемые через ЦДО
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии (рук. Арсентьева С.И.).
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии на английском языке (рук. Арсентьева С.И.).
- Программа повышения квалификации по курсу «Философия науки» (рук. Степанов А.Г.).
- Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование» (рук. Абрамова Л.А.).
- Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.).
Контактная информация
Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, корпус «I» ЧГУ, каб. 425, 436.
г. Чебоксары, Московский проспект, 17, стр.1, каб. 702.
Контактный телефон:8 (8352) 45-21-29.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..