Положение о кафедре философии, социологии и педагогики

Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.

Вновь созданная кафедра представляет собой эффективный симбиоз двух предыдущих кафедр и направлена на решение следующих сложных для сегодняшнего дня задач:

  • разработка нового подхода к проблемам методологии науки, концептуализация социальных технологий, визуализация теоретических абстракций;
  • разработка теории образовательных пространств, исследование тенденций развития современных университетов, актуализация проблем формирования и развития личности в университетском образовательном пространстве;
  • разработка комплексной программы развития университета;
  • популяризация философских знаний и повышение престижа философствующего человека путем создания чувашской национальной школы философии в рамках общего этнофилософского направления;
  • разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата;
  • организация дополнительного образования в сфере психолого-педагогического образования;
  • проведение социологических исследований разного характера;
  • подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов (философских и педагогических) наук для народного хозяйства и сферы образования.

На кафедре работают 16 преподавателей. Большинство из них имеют ученую степень, в том числе четыре доктора наук: Л.А. Абрамова, О.В. Кириллова, Е.К. Иванова, В.А. Федотов.

Научная работа кафедры

Основные научные направления кафедры с аннотацией основных научных результатов

  1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
  • определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
  • изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
  • определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 17.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент А.Г. Степанов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
  • изучение философии этноса.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 1. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 6.

  1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение методологических основ конфликтологии;
  • проблемы стратификации общества.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. ЭТНОФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования; 
  • изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации; 
  • определение места обычаев и традиций в философии этноса.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Л.А. Абрамова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • историко-педагогический анализ нравственных отношений между субъектами образовательного процесса в первой трети XX в.;
  •  развития психолого-педагогического образования в XX в.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 4.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор О.В. Кириллова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • естественнонаучное образование студентов в условиях классического университета.

Количество защищенных диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями за последние 5 лет – 1 кандидатская. Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 2. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 5.

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Е.К. Иванова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • совершенствование подготовки будущих выпускников вуза;
  • формирование профессионально-педагогической компетентности выпускников вуза.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 3. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 22.

Перечень инновационных научно-технических разработок и оказываемых услуг

Кафедра осуществляет деятельность по реализации проектов по подготовке сотрудников предприятий ЧР к инновационной научно-исследовательской деятельности (2014 г. – курсы по подготовке сотрудников «ПО Элара» по программе Философия и история науки). Курсы по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».

На кафедре много лет успешно ведется подготовка аспирантов и соискателей, функционирует аспирантура по направлениям подготовки:

  • 39.06.01 «Социологические науки», направленность (профиль) 22.00.08 – Социология управления (очное и заочное обучение);
  • 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность (профиль) 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», направленность (профиль) 09.00.11 – Социальная философия.

Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий

1) учебно-методические пособия:

  • Методология и методика социологического исследования. Учебно-методическое пособие. / А.П. Карпов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 72 с.
  • Социология: учеб. пособие / А.П. Карпов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 226 с.
  • Социальная философия: учеб. пособие / Н.Е. Осипов. – Чебоксары: Изд-во  Чуваш. ун-та, 2017. – 172 с.
  • История философии: учеб. пособие для студентов медицинских специальностей / В.А. Мукин, Л.Ю. Соколова, О.Ю. Ефремов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 160 с.
  • Философия: самоучитель / сост. В.А. Мукин, Л.Ю. Соколова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 88 с.
  • Общие проблемы философии науки: учеб. пособие / В.А. Мукин. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 216 с.
  • Общая социология: учеб. пособие / Карпов А.П.  Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018.  – 76 с.
  • Теоретический курс философии: учеб. пособие / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 156 с.
  • Современная постановка проблем основных философских понятий: учеб. пособие /Федотов В.А. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 52 с.
  • Философские проблемы техники: учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 88 с.

2) методические указания:

  • Психолого-педагогическое образование: учеб. программа по организации практики студентов / сост. И.В. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. – 48 с.
  • Абрамова Л.А. Методика работы с детьми в учреждениях дополнительного образования: учеб. программа / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. – 36 с.
  • Философия: учеб. программа для студентов юрид. специальностей / сост. А.г. Степанов, Н.Г. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 40 с.
  • Philosophy: учеб.-метод. пособие для иностранных студентов медицинских специальностей / сост. С.И. Арсентьева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 28 с.
  • Психолого-педагогическое образование: метод. указания к курсовой и контрольной работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 28 с.
  • Психолого-педагогическое образование: метод. указания к выпускным квалификационным работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 36 с.

3) коллективные монографии:

«Педагогика профессионализма: интегративно-аксиологический подход», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике», «Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управления образовательным процессом», а также «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX – начала XX вв.», «Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития»; «Историко-педагогический анализ основ проектирования развивающего содержания образования»; «Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии»; «Формирование системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста»; «Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции».

4) сборников научных трудов:

«Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики»; «Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции»; «практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): материалы Международной научно-практической конференции».

5) статей ВАК:

  • Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Мукина И.В. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018. Том 8. №2.
  • Мукин В.А. Концепция реализации комплексности в университетском пространстве Чувашской Республики. Социодинамика, 2018. №1.
  • Концепция оптимизации регионального университета / Мукин В.А., Ефремов О.Ю. Современное образование, 2018. №1.
  • Осипов Н.Е. Общественно-экономическая формация как мегасоциальная технология Социально-гуманитарные знания, 2018. №2.
  • Осипов Н.Е. К проблеме онтологии социальных технологий. Социально-гуманитарные знания, 2018. №5
  • Осипов Н.Е. Об эволюции технологической роли науки в современном обществе. Социально-гуманитарные знания,2018. №4.
  • Ответственность крестьянина как фактор развития крестьянского хозяйства / Осипов Н.Е., Михайлова Р.В., 2018. Т.26. № 5.
  • Диагностика готовности старшеклассников к семейной жизни в условиях образовательной организации / Иванова Е.К. Чемерилова И.А. Глобальный научный потенциал, 2018. №5 (86).
  • Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе / Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. Т.23 № 5.
  • Александрова С.Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в формировании правовой культуры. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. № 10.
  • Концепции культурной политики в системе институций университетского пространства (региональный / Степанов А.Г., Левушин А.Н. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2018. Т. 7. № 2A.
  • Развитие внешнеэкономической деятельности организаций аграрного сектора России в условиях импортозамещения / Зыряева Н.П., Кадышева О.Н., Леонтьев Н.Л. Вестник Российского университета кооперации, 2018. №3 (33).
  • О реализации социально-экономической политики региона в сфере агропромышленного комплекса / Федорова Л.П., Леонтьев Н.Л., Кадышева О.Н. Вестник Российского университета кооперации, 2018. №3 (33).
  • Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни регионов России. – 2019. – №1(211). – С. 98-105.
  • Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  • Ефремов О.Ю., Тимофеева Е.С. Проблема кризиса университета в современном постиндустриальном обществе // Развитие образования. 2019. № 1 (3). С. 54-57.
  • Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни населения регионов России №1(211), 2019 http://vcugjournal.ru/ru/issues-of-journal-ru.html.
  • Мукин В.А., Чунихин С.С. Эффективность синергетического подхода в химическом исследовании // Философия науки. – 2019 – №1. – С 96-105. DOI: 10.15372/PS20190106.
  • Мукин В.А. Метод исследования человеческого капитала в социокультурном пространстве Чувашской Республики // Almamater (Вестник высшей школы). – 2019 – №5 (май). – С. 78-82. Режим доступа: https://doi.org/10.20339/AM.05-19.078.
  • Бакаева Ж. Ю., Степанов А. Г., Матвеева О. Л. «Константы утопического как основания мифологемы картины социально-исторической реальности» // «Манускрипт». 2019 Том 12. Выпуск 6.
  • Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента // Вестник Российского университета кооперации, 2019, № 2(36), 61-64.

6) статьи Scopus:

  • Arrangement of cooperation between labor market and regional vocational education system (Организация сотрудничества между рынком труда и региональной системой профессионального образования) / Terentyeva I.V., Kirillova O., Kirillova T., Pugacheva N., Lunev A., Chemerilova I., Luchinina A. The International Journal of Educational Management, 2018. Т.32. № 6.
  • Practical Recommendations for Improving the Training of Police Officers / Olga Kirillova, Tatyana Kirillova, Natalya Pugacheva, Irina Gavrilova, Niyaz Safin, Lilia Safina, Timur Khalmetov. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 2018. 21(3).
  • Мукина И.В., Соколова Л.Ю., Мукин В.А. Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 2. С. 153-172.
  • V.V. Smirnov, O.N. Kadysheva, M.M. Mityugina, V.N. Chainkov, V.L. Semenov, G.N. Denisov, M.N. Yaklashkin, P.G. Gorbunova. Information and Communication Technology for Developing the National Innovation System // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, p.279-285.
  • V.V. Smirnov, V.L. Semenov, G.Z. Agafonova, I.A. Gushchin, G.N. Denisov. Russian Enterprises Energy Supply Problem // Advances in Social Science, Education and Humanities Research Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). 2019, volume 333, р.900-904.

Информация о работе научных кружков, студенческих конструкторских бюро

  1. Кружок «Олимпиадные задачи по физике» (школа ИНДИГО). Руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А. Время и место проведения кружка: по субботам с 09:00 до 14:00 ч. в аудитории БП-710.
  2. Клуб «Что? Где? Когда?».  Парламентские дебаты. Руководитель: кандидат философских наук, доцент Ефремов О.Ю. Время и место проведения клуба: по субботам с 14:00 до 18:00 ч. в аудитории Г-407.

Программы, реализуемые через ЦДО

  1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии (рук. Арсентьева С.И.).
  2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии на английском языке (рук. Арсентьева С.И.).
  3. Программа повышения квалификации по курсу «Философия науки» (рук. Степанов А.Г.).
  4. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование» (рук. Абрамова Л.А.).
  5. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.).

Контактная информация

Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, корпус «I» ЧГУ, каб. 425, 436. 
г. Чебоксары, Московский проспект, 17, каб. 702.

Контактный телефон: 8 (8352) 45-39-66, 8 (8352) 45-21-29.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

© 2019 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх