Положение о кафедре философии, социологии и педагогики

Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.

На кафедре работают 17 преподавателей (из них 1 внутренний совместитель, 3 сторонних, 2 из их числа практикующих). Большинство из них имеют ученую степень. Два доктора наук: О.В. Кириллова, В.А. Федотов.

Образовательное пространство

На кафедре ведется обучение по всем уровням высшего образования:

Бакалавриат по направлению подготовки:

  • 44.03.02. Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика)

Аспирантура по направлениям подготовки:

  • 5.8. Педагогика
    • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические)
  • 5.7. Философия
    • 5.7.6. Философия науки и техники (философские)
    • 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские)
  • 5.4. Социология
    • 5.4.7. Социология управления

Научно-исследовательская деятельность

Основные научные направления кафедры

  1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
  • определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
  • изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
  • определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.

Имеется учебно-методических пособия, статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
  • изучение философии этноса.

Имеется статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

  1. ЭТНОФИЛОСОФИЯ.

Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования;
  • изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации;
  • определение места обычаев и традиций в философии этноса.

Имеется учебно-методических пособия, статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий

1) учебно-методические пособия:

      • Философские проблемы техники: учебное пособие / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 88 с.
      • Методология научного исследования (методология научного познания). / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 160 с.
      • Психолого-педагогическое образование: практикум. / сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 128 с.
      • История социологии: учеб.-метод.пособие / А.П. Карпов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 80 с.
      • Гаврилова И.В., Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философия права: учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 160 с.
      • Ванчугов В.В., Карпов А.П. Образ и идея России в отечественном интеллектуальном наследии: Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 305 с.
      • Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философские проблемы медицинских и фармацевтических наук Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 88 с.
      • Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философия: методические указания к практическим занятиям. Чебоксары: Чувашский государственный универси-тет имени И.Н. Ульянова, 2023. 48 с.

2) методические указания:

      • Абрамова Л.А. Психолого-педагогическое образование: «Особенности развития детей на разных возрастных этапах» Метод. указания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. 56 с.

3) коллективные монографии:

«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенициарной системе», «Чувашский национальный конгресс – институт консолидации общества»; «Информационно-цифровая парадигма современного знания»; «Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ)»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования»; «Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования»; «Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования».

4) сборники научных трудов:

      • «Феизовские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф.»;
      • «Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы междунар. науч.-практ. конф.»;
      • «Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве: сб. статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей»;
      • «Интеграция социально-философских и психолого-педагогических исследований современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф.»;
      • «Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски».

5) статьи ВАК:

      • Мукин В.А. Семенов В.Л. Соколова Л.Ю. Информационные ресурсы в государственном регулировании регионального развития // Kant. 2020. № 1 (34). С. 160-169.
      • Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
      • Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-218.
      • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
      • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
      • Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
      • Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
      • Мукин В.А., Семенов В.Л., Соколова Л.Ю. Онтологическая сущность экономики знаний // Kant. 2021. №2. С.160-169.
      • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80-82.
      • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в личностной и профессиональной сфере // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 58-60.
      • Поверинов И.Е., Митрофанова М.Ю., Григорьев А.В. К вопросу о разработке оценочных материалов образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 53.
      • Агафонова Г.З., Трофимова И. Г., Никитина И. Г. Развитие познавательной активности у детей на основе использования песочной терапии как инновационной технологии // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 6 (166).
      • Чемерилова И.А. Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 4 (15).
      • Василенко О.В., Гаврилова И.В., Мирошниченко О.Н. Формирование гибких навыков у студентов посредством проектной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. №53 (2022). С. 30-34.
      • Чемерилова И.А. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. № 9 (123). 2022.
      • Тюнтеров Е.С., Абруков В.С., Мукин В.А., Смирнов А.В., Петров Д.В., Петров Н.И., Александрова Н.В., Семенова И.Ю. Методология разработки тонкопленочных систем с заданной газочувствительностью для хеморезистивной газовой сенсорики без источников питания // Наноиндустрия. 2023. Т. 16. № 1 (118). С. 22-29.
      • Мукин В.А., Федоров А.О. Синтетический подход к вопросу возникновения и развития науки // Философия науки. 2023. № 2 (97). С. 35-43.
      • Пониматкина Л.А., Бакаева Ж.Ю., Бритаева А.П. Методические подходы к цифровой трансформации туристского бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 4-2. С. 243-247.
      • Бакаева Ж.Ю., Стеклова И.В., Щеголева Э.Н. К вопросу безэмоциональности субъекта в контексте современного бытия // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12. № 2-1. С. 22-29.
      • Гаврилова И.В., Василенко О.В. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональных и личностных качеств будущего педагога системы специального образования // Инновации в образовании. 2023. №6 С. 76-83.
      • Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).
      • Федотов В.А., Иванова Е.К. Социальная ответственность и справедливость в этнической культуре // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12. № 1-1. С. 216-221.

6) публикации в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в международных библиографических базах:

      • Арсентьева С.И., Карпунина А.В., Купирова Ч.Ш. Organizational training and practical experience of foreign students of the medicine faculty at the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary (Russia) / 34th IBIMA conference on 13-14 November 2019 in Madrid, Spain.
      • Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
      • Pugacheva N., Kirillova T.V., Kirillova O.V., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologie // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.
      • Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak, Jeanne S. Vasilieva A New Stage in the Counterstand of the Higher Education System to the COVID-19 Coronavirus Infection // Proceedings of the 37th IBIMA Conference. April 2021, Cordoba, Spain
      • Shmachilina-Tsybenko, SV, Ivanova, OM, Davletshina, GR., Khramova, KV, Chemerilova, IA. The possibilities of art therapy as one of the integrative methods in therapeutic pedagogy // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.395-405).
      • Щипцова А.В., Поверинов И.Е., Ильина Е.А. Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона // Регионология. 2022. Т. 30. № 2 (119). С. 359-382.
      • Nikolaev E.L., Aleksandrov A.Yu., Poverinov I.E., Niyazov L. Attitudes to COVID-19 during the lockdown among university students in russia and uzbekistan // European Psychiatry. 2022. Т. 65. № S1. С. S523.
      • Тюнтеров Е.С., Абруков В.С., Мукин В.А., Смирнов А.В., Петров Д.В., Петров Н.И., Александрова Н.В., Семенова И.Ю. Методология разработки тонкопленочных систем с заданной газочувствительностью для хеморезистивной газовой сенсорики без источников питания // Наноиндустрия. 2023. Т. 16. № 1 (118). С. 22-29.
      • Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).

Разработаные on-line курсы:

      1. Мукин В.А. «Методология научных исследований»
      2. Ефремов О.Ю. «Современные философские дискуссии»
      3. Чемерилова И.А. «Педагогика»
      4. Арсентьева С.И. «Философия на английском»
      5. Карпов А.П. «Качественные методы социологического исследования»
      6. Арсентьева С.И. «Philosophy for medicine»
      7. Соколова Л.Ю. «Основы философии»
      8. Мукин В.А. «Общие проблемы философии науки»
      9. Чемерилова И.А. Методика воспитательной работы

Реализуемые ГРАНТы:

2019–2021 гг. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования РФФИ № 20-013-00765А (рук-ль Чемерилова И.А.)

Программы, реализуемые через ЦДО

      1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.)

Контактная информация

Адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 17, стр.1, каб. 702.

Контактный телефон: 8 (8352) 45-21-29.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

© 2019-2022 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх