Положение о кафедре философии, социологии и педагогики

Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.

Вновь созданная кафедра представляет собой эффективный симбиоз двух предыдущих кафедр и направлена на решение следующих сложных для сегодняшнего дня задач:

  • разработка нового подхода к проблемам методологии науки, концептуализация социальных технологий, визуализация теоретических абстракций;
  • разработка теории образовательных пространств, исследование тенденций развития современных университетов, актуализация проблем формирования и развития личности в университетском образовательном пространстве;
  • разработка комплексной программы развития университета;
  • популяризация философских знаний и повышение престижа философствующего человека путем создания чувашской национальной школы философии в рамках общего этнофилософского направления;
  • разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата;
  • организация дополнительного образования в сфере психолого-педагогического образования;
  • проведение социологических исследований разного характера;
  • подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук (философских и педагогических наук) для народного хозяйства и сферы образования и культуры Чувашской Республики.

На кафедре работают 16 преподавателей. Большинство из них имеют ученую степень, в том числе четыре доктора наук: Л.А. Абрамова, О.В. Кириллова, Е.К. Иванова, В.А. Федотов.

Научная работа кафедры

Основные научные направления кафедры с аннотацией основных научных результатов

  1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
  • определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
  • изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
  • определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 15.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент А.Г. Степанов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
  • изучение философии этноса.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 1. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 6.

  1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение методологических основ конфликтологии;
  • проблемы стратификации общества.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. ЭТНОФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования; 
  • изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации; 
  • определение места обычаев и традиций в философии этноса.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Л.А. Абрамова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • историко-педагогический анализ нравственных отношений между субъектами образовательного процесса в первой трети XX в.;
  •  развития психолого-педагогического образования в XX в.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 3.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор О.В. Кириллова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • естественнонаучное образование студентов в условиях классического университета.

Количество защищенных диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями за последние 5 лет – 1 кандидатская. Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 2. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 5.

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Е.К. Иванова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • совершенствование подготовки будущих выпускников вуза;
  • формирование профессионально-педагогической компетентности выпускников вуза.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 3. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 22.

Перечень инновационных научно-технических разработок и оказываемых услуг

Кафедра осуществляет деятельность по реализации проектов по подготовке сотрудников предприятий ЧР к инновационной научно-исследовательской деятельности (2014 г. – курсы по подготовке сотрудников «ПО Элара» по программе Философия и история науки). Курсы по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».

На кафедре много лет успешно ведется подготовка аспирантов и соискателей, функционирует аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Защита диссертаций проходит в специализированных диссертационных советах при ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет».

Внедрение научных разработок в практику

Результаты научно-исследовательских изысканий профессорско-преподавательского состава кафедры легли в основу

1) учебно-методических пособий:

  • Методология и методика социологического исследования. Учебно-методическое пособие. / А.П. Карпов. –Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. - 72 с.
  • Социология: учеб. пособие / А.П. Карпов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 226 с.
  • Социальная философия: учеб. пособие / Н.Е. Осипов. – Чебоксары: Изд-во  Чуваш. ун-та, 2017. – 172 с.
  • История философии: учебн. пособие для студентов медицинских специальностей / В.А. Мукин, Л.Ю. Соколова, О.Ю. Ефремов. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 160 с.
  • Философия: самоучитель / сост. В.А. Мукин, Л.Ю. Соколова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 88с.
  • Общие проблемы философии науки: учебн.пособие / В.А. Мукин. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 216 с.
  • Общая социология: учеб. пособие / Карпов А.П.  Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018.  – 76 с.
  • Теоретический курс философии: учеб. пособие / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 156 с.
  • Современная постановка проблем основных философских понятий: учебн. пособие /Федотов В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 52 с.

2) методических указаний:

  • История педагогики и образования: метод. указания / сост. И.В. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун.-та, 2015. – 32 с.
  • Основы педагогического мастерства: метод. указания / сост. И.А. Чемерилова, Е.К. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2015. 36 с.
  • Психолого-педагогическое образование: учеб. программа по организации практики студентов / сост. И.В. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2016. – 48 с.
  • Абрамова Л.А. Методика работы с детьми в учреждениях дополнительного образования: учеб. программа /сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 36 с.
  • Философия: учеб. программа для студентов юрид. специальностей / сост. А.г. Степанов, Н.Г. Гаврилова. – Чебоесары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 40 с.
  • Philosophy: учеб.-метод. пособие для иностранных студентов медицинских специальностей / сост. С.И. Арсентьева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 28 с.

3) коллективных монографий: «Педагогика профессионализма: интегративно-аксиологический подход», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике», «Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управления образовательным процессом», а также «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX – начала XX вв.», «Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития»; «Историко-педагогический анализ основ проектирования развивающего содержания образования»; «Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии»; «Формирование системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста».

4) сборников научных трудов: «Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики»; «Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции»; «практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): материалы Международной научно-практической конференции»

5) статей ВАК:

  • Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Мукина И.В. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018.  Том 8. №2.
  • Мукин В.А. Концепция реализации комплексности в университетском пространстве Чувашской Республики. Социодинамика, 2018. №1.
  • Концепция оптимизации регионального университета / Мукин В.А., Ефремов О.Ю. Современное образование, 2018. №1.
  • Осипов Н.Е. Общественно-экономическая формация как мегасоциальная технология Социально-гуманитарные знания, 2018. №2.
  • Осипов Н.Е. К проблеме онтологии социальных технологий. Социально-гуманитарные знания, 2018. №5
  • Осипов Н.Е. Об эволюции технологической роли науки в современном обществе. Социально-гуманитарные знания,2018. №4.
  • Ответственность крестьянина как фактор развития крестьянского хозяйства / Осипов Н.Е., Михайлова Р.В., 2018.  Т.26. № 5.
  • Диагностика готовности старшеклассников к семейной жизни в условиях образовательной организации / Иванова Е.К. Чемерилова И.А. Глобальный научный потенциал, 2018.  №5 (86).
  • Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе / Кириллова О.В., Чемерилова И.А. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. Т.23 № 5.
  • Александрова С.Н. Педагогический потенциал учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в формировании правовой культуры. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. № 10.
  • Концепции культурной политики в системе институций университетского пространства (региональный / Степанов А.Г., Левушин А.Н. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2018. Т. 7. № 2A.
  • Развитие внешнеэкономической деятельности организаций аграрного сектора России в условиях импортозамещения / Зыряева Н.П., Кадышева О.Н., Леонтьев Н.Л. Вестник Российского университета кооперации, 2018. №3 (33).</>li
  • О реализации социально-экономической политики региона в сфере агропромышленного комплекса / Федорова Л.П., Леонтьев Н.Л., Кадышева О.Н. Вестник Российского университета кооперации, 2018. №3 (33).

6) статей Scopus:

  • Arrangement of cooperation between labor market and regional vocational education system (Организация сотрудничества между рынком труда и региональной системой профессионального образования) / Terentyeva I.V., Kirillova O., Kirillova T., Pugacheva N., Lunev A., Chemerilova I., Luchinina A. The International Journal of Educational Management, 2018. Т.32. № 6.
  • Practical Recommendations for Improving the Training of Police Officers / Olga Kirillova, Tatyana Kirillova, Natalya Pugacheva, Irina Gavrilova, Niyaz Safin, Lilia Safina, Timur Khalmetov. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 2018. 21(3).

Информация о работе научных кружков, студенческих конструкторских бюро

  1. Кружок «Олимпиадные задачи по физике» (школа ИНДИГО). Руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А. Время и место проведения кружка: по субботам с 09:00 до 14:00 ч. в аудитории БП-710.
  2. Клуб «Что? Где? Когда?».  Парламентские дебаты. Руководитель: кандидат философских наук, доцент Ефремов О.Ю. Время и место проведения клуба: по субботам с 14:00 до 18:00 ч. в аудитории Г-407.

Программы, реализуемые через ЦДО

  1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии (Арсентьева С.И.)
  2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии на английском языке (Арсентьева С.И.)
  3. Программа повышения квалификации по курсу «Философия науки» (Степанов А.Г.)
  4. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование» (Абрамова Л.А.)

Контактная информация

Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, корпус «I» ЧГУ, каб. 425, 436.

Контактный телефон: (8352) 45-39-66.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

© 2019 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх