Положение о кафедре философии, социологии и педагогики

Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.

Вновь созданная кафедра представляет собой эффективный симбиоз двух предыдущих кафедр и направлена на решение следующих сложных для сегодняшнего дня задач:

  • разработка нового подхода к проблемам методологии науки, концептуализация социальных технологий, визуализация теоретических абстракций;
  • разработка теории образовательных пространств, исследование тенденций развития современных университетов, актуализация проблем формирования и развития личности в университетском образовательном пространстве;
  • разработка комплексной программы развития университета;
  • популяризация философских знаний и повышение престижа философствующего человека путем создания чувашской национальной школы философии в рамках общего этнофилософского направления;
  • разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата;
  • организация дополнительного образования в сфере психолого-педагогического образования;
  • проведение социологических исследований разного характера;
  • подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов (философских и педагогических) наук для народного хозяйства и сферы образования.

На кафедре работают 16 преподавателей. Большинство из них имеют ученую степень, в том числе четыре доктора наук: Л.А. Абрамова, О.В. Кириллова, Е.К. Иванова, В.А. Федотов.

Научная работа кафедры

Основные научные направления кафедры с аннотацией основных научных результатов

  1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
  • определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
  • изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
  • определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 17.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент А.Г. Степанов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
  • изучение философии этноса.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 1. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 6.

  1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение методологических основ конфликтологии;
  • проблемы стратификации общества.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. ЭТНОФИЛОСОФИЯ

Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования; 
  • изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации; 
  • определение места обычаев и традиций в философии этноса.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 10.

  1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Л.А. Абрамова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • историко-педагогический анализ нравственных отношений между субъектами образовательного процесса в первой трети XX в.;
  •  развития психолого-педагогического образования в XX в.

Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 4.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор О.В. Кириллова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • естественнонаучное образование студентов в условиях классического университета.

Количество защищенных диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями за последние 5 лет – 1 кандидатская. Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 2. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 5.

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Руководитель научного направления – доктор педагогических наук, профессор Е.К. Иванова.

Базовыми направлениями исследований являются вопросы:

  • совершенствование подготовки будущих выпускников вуза;
  • формирование профессионально-педагогической компетентности выпускников вуза.

Количество изданных штатными преподавателями монографий за последние 5 лет по данному научному направлению – 3. Количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК – 22.

Перечень инновационных научно-технических разработок и оказываемых услуг

Кафедра осуществляет деятельность по реализации проектов по подготовке сотрудников предприятий ЧР к инновационной научно-исследовательской деятельности (2014 г. – курсы по подготовке сотрудников «ПО Элара» по программе Философия и история науки). Курсы по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».

На кафедре много лет успешно ведется подготовка аспирантов и соискателей, функционирует аспирантура по направлениям подготовки:

  • 39.06.01 «Социологические науки», направленность (профиль) 22.00.08 – Социология управления (очное и заочное обучение);
  • 44.06.01 «Образование и педагогические науки», направленность (профиль) 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», направленность (профиль) 09.00.11 – Социальная философия.

Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий

1) учебно-методические пособия:

  • Общая социология: учеб. пособие / Карпов А.П. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 76 с.
  • Теоретический курс философии: учеб. пособие / Мукин В.А., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 156 с.
  • Современная постановка проблем основных философских понятий: учебн. пособие /Федотов В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 52 с.
  • Философские проблемы техники: учебное пособие / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 88 с.
  • Методология научного исследования (методология научного познания). / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 160 с.
  • Психолого-педагогическое образование: практикум. / сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 128 с.
  • История социологии: учеб.-метод.пособие / А.П. Карпов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 80 с.

2) методические указания:

  • Философия: учеб. программа для студентов юрид. специальностей / сост. А.г. Степанов, Н.Г. Гаврилова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 40 с.
  • Philosophy: учеб.-метод. пособие для иностранных студентов медицинских специальностей / сост. С.И. Арсентьева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 28 с.
  • Психолого-педагогическое образование: метод. указания к курсовой и контрольной работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 28 с.
  • Психолого-педагогическое образование: метод. указания к выпускным квалификационным работам / сост. Л.А. Абрамова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. – 36 с.
  • Организация библиотечного дела в Чувашии / Иванова Е.К. - Чебоксары: ЧГИКИ, 2019. 50 с.

3) коллективные монографии:

«Педагогика профессионализма: интегративно-аксиологический подход», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе», «Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике», «Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управления образовательным процессом», а также «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX – начала XX вв.», «Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития»; «Историко-педагогический анализ основ проектирования развивающего содержания образования»; «Превентивная и пенитенциарная педагогика: исторический анализ и современные технологии»; «Формирование системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста»; «Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенициарной системе», «Чувашский национальный конгресс – институт консолидации общества»; «Информационно-цифровая парадигма современного знания»; «Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ)».

4) сборников научных трудов:

«Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики»; «Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции»; «практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского): материалы Международной научно-практической конференции»; «Феизовские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф.»; «Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы междунар. науч.-практ. конф.»; «Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве: сб. статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей».

5) статей ВАК:

  • Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни регионов России. – 2019. – №1(211). – С. 98-105.
  • Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников// Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). С. 252 – 255.
  • Ефремов О.Ю., Тимофеева Е.С. Проблема кризиса университета в современном постиндустриальном обществе // Развитие образования. 2019. № 1 (3). С. 54-57.
  • Мукин В.А., Кадышев Е.Н., Соколова Л.Ю., Ефремов О.Ю. Корреляционные связи показателя рождаемости населения с факторами становления экономики знаний в Чувашской Республике // Уровень жизни населения регионов России №1(211), 2019 http://vcugjournal.ru/ru/issues-of-journal-ru.html
  • Мукин В.А., Чунихин С.С. Эффективность синергетического подхода в химическом исследовании // Философия науки. – 2019 – №1. – С 96-105. DOI: 10.15372/PS20190106.
  • Мукин В.А. Метод исследования человеческого капитала в социокультурном пространстве Чувашской Республики // Almamater (Вестник высшей школы). – 2019 – №5 (май). – С. 78-82. Режим доступа: https://doi.org/10.20339/AM.05-19.078.
  • Бакаева Ж. Ю., Степанов А. Г., Матвеева О. Л. «Константы утопического как основания мифологемы картины социально-исторической реальности» // «Манускрипт». 2019 Том 12 Выпуск 6.
  • Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента // Вестник Российского университета кооперации, 2019, № 2(36), 61-64.
  • Мукин В.А. Семенов В.Л. Соколова Л.Ю. Информационные ресурсы в государственном регулировании регионального развития // Kant. 2020. № 1 (34). С. 160-169.
  • Степанов А.Г. Бакаева Ж.Ю. Степанова С.Е. Мифологема исторического образа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Том 9. № 1А. С. 12-18.
  • Федотов В.А. Лапина С.Н. Здравый смысл как компонент обыденного сознания // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Том 9. № 1А. С. 70-78.
  • Иванова Е.К. Библиотека – важный фактор социализации сельского населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 177-184.
  • Иванова Е.К., Пашина Л.Н. Обучение основам национальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 20-23.
  • Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
  • Абрамова Л.А., Верещак С.Б., Верещак А.В. Актуальные вопросы совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Право и практика. 2020. № 1. С. 33-37.
  • Верещак С.Б., Верещак А.В., Абрамова Л.А. Средства индивидуальной мобильности, проблемы правового регулирования участия в дорожном движении и административной ответственности // Право и практика. Научный журнал НИИ истории, экономики и права и Кубанской коллегии адвокатов адвокатской палаты Краснодарского края. 2020. №4. С. 75-78.
  • Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-218.
  • Иванова Е.К. Библиотека - важный фактор социализации сельского населения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 1 (106). С. 177-184.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
  • Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
  • Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
  • Степанов А.Г. Категория «мифологема» в системе становления картины социально-исторической реальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 4 (438). С. 21-26./li>
  • Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.

6) статьи Scopus:

  • Arrangement of cooperation between labor market and regional vocational education system (Организация сотрудничества между рынком труда и региональной системой профессионального образования) / Terentyeva I.V., Kirillova O., Kirillova T., Pugacheva N., Lunev A., Chemerilova I., Luchinina A. The International Journal of Educational Management, 2018. Т.32. № 6.
  • Practical Recommendations for Improving the Training of Police Officers / Olga Kirillova, Tatyana Kirillova, Natalya Pugacheva, Irina Gavrilova, Niyaz Safin, Lilia Safina, Timur Khalmetov. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 2018. 21(3).
  • V. V. Smirnov, O. N. Kadysheva, M. Motygina, V. N. Chaynikov, V. L. Semenov, G. N. Denisov, M. N. Yaklashkin, P. G. Gorbunova Information and Communication Technology for Developing the National Innovation System // Advances in Social Scince, Education and Humanities Research, vol.289, p.279-285.
  • Мукина И.В., Соколова Л.Ю., Мукин В.А. Корреляционные связи региональной культуры с пространством опорного университета // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 2. С. 153-172.
  • V.V. Smirnov, O.N. Kadysheva, M.M. Mityugina, V.N. Chainkov, V.L. Semenov, G.N. Denisov, M.N. Yaklashkin, P.G. Gorbunova Information and Communication Technology for Developing the National Innovation System // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289.
  • V. V. Smirnov, V. L. Semenov, G. Z. Agafonova, I. A. Gushchin, G. N. Denisov. Russian Enterprises Energy Supply Problem // Advances in Social Science, Education and Humanities Research Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects (HSSNPP 2019). 2019, volume 333, р.900-904.
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Creating an Image of History in the Context of the Principles of the Scientific Picture of the World / Social science, education And human science. 5th international conference on education science and development (icesd 2020).
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Actual aspects of the state policy of the Russian Federation in the field of economic security / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А., Толстова М.А., Купирова Ч.Ш. Socio-economic ideal in the context of value priorities of national culture / 35th IBIMA conference on 15-16 November 2020 in Madrid, Spain.
  • Степнов А.Г., Бакаева Ж.Ю., Ананьев М.А. Economic Systems in Global imension of Information Society / Proceedings of the International Scientific Conference "Far East Con".
  • Pugacheva, Natalya; Kirillova, Tatyana; Kirillova, Olga; с соавторами. Forming the Basic Mathematical Knowledge among Technical Students / NTERNATIONAL JOURNAL OF EMERGING TECHNOLOGIES IN LEARNING Том: 15 Выпуск: 3 Стр.: 34-50.
  • V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, A.V. Mulendeeva, I.V. Gavrilova Analysis of the Living Standards in the Russian Regions // Advances in Economics, Business and Management Research 2020. volume 113. Р.572-577.
  • V.V. Smirnov, A.N. Zakharova, V.L. Semenov, I.V. Gavrilova, M.N. Yaklashkin Analysis of the Level of Social Development in Russia// Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. volume 113. Р.565-571.
  • Иванова Е.К., Пушкин А.А. University Library under the Impact of Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. 2020, Pp. 479-491.
  • Степанов А.Г., Кузьмин Ю.А. Legal culture in the context of paradigms of social ideal / Journal of Physics: Conference Series.
  • Арсентьева С.И., Карпунина А.В., Купирова Ч.Ш. Organizational training and practical experience of foreign students of the medicine faculty at the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary (Russia) / 34th IBIMA conference on 13-14 November 2019 in Madrid, Spain.
  • Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak Labor Protection as the Basis for Reducing Occupational Injuries and Increasing Labor Productivity / Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2020.
  • Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
  • Pugacheva N., Kirillova T.V., Kirillova O.V., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologie // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.

Реализуемые ГРАНТы:

  1. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования РФФИ № 20-013-00765А (рук-ль Чемерилова И.А.)

Программы, реализуемые через ЦДО

  1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии (рук. Арсентьева С.И.).
  2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для студентов всех специальностей по философии на английском языке (рук. Арсентьева С.И.).
  3. Программа повышения квалификации по курсу «Философия науки» (рук. Степанов А.Г.).
  4. Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование» (рук. Абрамова Л.А.).
  5. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.).

Контактная информация

Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, корпус «I» ЧГУ, каб. 425, 436. 
г. Чебоксары, Московский проспект, 17, стр.1, каб. 702.

Контактный телефон:8 (8352) 45-21-29.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

© 2019-2021 Факультет управления и социальных технологий. Все права защищены.

^ Наверх