Положение о кафедре философии, социологии и педагогики
Решением Ученого Совета Университета от 30 марта 2017 г. (протокол № 5) с 1 июля 2017 г. кафедра философии и методологии науки и кафедра педагогики и развития образования были объединены в кафедру философии, социологии и педагогики. Заведующим кафедрой назначен к.с.н., доцент Поверинов И.Е.
На кафедре работают 17 преподавателей (из них 1 внутренний совместитель, 3 сторонних, 2 из их числа практикующих). Большинство из них имеют ученую степень. Два доктора наук: О.В. Кириллова, В.А. Федотов.
Образовательное пространство
На кафедре ведется обучение по всем уровням высшего образования:
Бакалавриат по направлению подготовки:
- 44.03.02. Психолого-педагогическое образование (Психология и социальная педагогика)
Аспирантура по направлениям подготовки:
- 5.8. Педагогика
- 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические)
- 5.7. Философия
- 5.7.6. Философия науки и техники (философские)
- 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские)
- 5.4. Социология
- 5.4.7. Социология управления
Научно-исследовательская деятельность
Основные научные направления кафедры
- МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Руководитель научного направления – кандидат физико-математических наук, доцент Мукин В.А.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- разработка новых программ и методов, развивающих и объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс, методология образовательного процесса, теоретическое формулирование и практическое внедрение образовательной концепции, отражающей современную идею университетского образования в условиях модернизации высшего профессионального образования;
- определение специфики гносеологических ресурсов и освоения сферы естествознания;
- изучение истории общественно-политических учений, идеями управления конфликтами в обществе;
- определение значения теоретических методов рефлексии в естествознании.
Имеется учебно-методических пособия, статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
- СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Руководитель научного направления – кандидат философских наук, доцент О.Ю. Ефремов.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- определение специфики формационного и цивилизационного анализа исторического процесса, методологии анализа социальной истории, современного состояния структуры общественной сферы;
- изучение философии этноса.
Имеется статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
- ЭТНОФИЛОСОФИЯ.
Руководитель научного направления – доктор философских наук, профессор В.А. Федотов.
Базовыми направлениями исследований являются вопросы:
- изучение философии этноса: направления и концептуальные подходы исследования;
- изучение этнокультурных процессов в условиях глобализации;
- определение места обычаев и традиций в философии этноса.
Имеется учебно-методических пособия, статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
Перечень статей, монографий, учебников и учебных пособий
1) учебно-методические пособия:
- Философские проблемы техники: учебное пособие / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 88 с.
- Методология научного исследования (методология научного познания). / Мукин В.А. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 160 с.
- Психолого-педагогическое образование: практикум. / сост. Л.А. Абрамова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – 128 с.
- История социологии: учеб.-метод.пособие / А.П. Карпов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. 80 с.
- Гаврилова И.В., Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философия права: учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 160 с.
- Ванчугов В.В., Карпов А.П. Образ и идея России в отечественном интеллектуальном наследии: Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 305 с.
- Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философские проблемы медицинских и фармацевтических наук Учебное пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2022. 88 с.
- Мукин В.А., Соколова Л.Ю. Философия: методические указания к практическим занятиям. Чебоксары: Чувашский государственный универси-тет имени И.Н. Ульянова, 2023. 48 с.
2) методические указания:
- Абрамова Л.А. Психолого-педагогическое образование: «Особенности развития детей на разных возрастных этапах» Метод. указания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. 56 с.
3) коллективные монографии:
«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования и пенициарной системе», «Чувашский национальный конгресс – институт консолидации общества»; «Информационно-цифровая парадигма современного знания»; «Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе (историко-педагогический анализ)»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: экспериментальные исследования»; «Эффективное взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования»; «Взаимодействие субъектов комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования».
4) сборники научных трудов:
- «Феизовские чтения: материалы всерос. науч.-практ. конф.»;
- «Семья как пространство безопасности и психологического комфорта для растущего человека: материалы междунар. науч.-практ. конф.»;
- «Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве: сб. статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей»;
- «Интеграция социально-философских и психолого-педагогических исследований современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф.»;
- «Профессионально-ориентированные технологии в современном образовании: проблемы и поиски».
5) статьи ВАК:
- Мукин В.А. Семенов В.Л. Соколова Л.Ю. Информационные ресурсы в государственном регулировании регионального развития // Kant. 2020. № 1 (34). С. 160-169.
- Чемерилова И.А., Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Формирование компетенций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 87-89.
- Трофимова И.Г., Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов технических специальностей в процессе изучения иностранного языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 210-218.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 169-171.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Факторы, влияющие на взаимоотношения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2020. № 5 (110). С. 61-63.
- Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Современная практика сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 203-205.
- Чемерилова И.А. Диагностика адаптационно-реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический журнал. 2020. Т.10. № 2А. С. 97-105.
- Мукин В.А., Семенов В.Л., Соколова Л.Ю. Онтологическая сущность экономики знаний // Kant. 2021. №2. С.160-169.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Структура социальной и профессиональной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2021. № 7 (124). С. 80-82.
- Кириллова О.В., Кириллова Т.В. Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в личностной и профессиональной сфере // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8 (125). С. 58-60.
- Поверинов И.Е., Митрофанова М.Ю., Григорьев А.В. К вопросу о разработке оценочных материалов образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО 3++) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 53.
- Агафонова Г.З., Трофимова И. Г., Никитина И. Г. Развитие познавательной активности у детей на основе использования песочной терапии как инновационной технологии // Вестник ЮУрГГПУ. 2021. № 6 (166).
- Чемерилова И.А. Методы арт-терапии в практике сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 4 (15).
- Василенко О.В., Гаврилова И.В., Мирошниченко О.Н. Формирование гибких навыков у студентов посредством проектной деятельности // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. №53 (2022). С. 30-34.
- Чемерилова И.А. Формирование готовности будущих педагогов-психологов к работе с подростками, склонными к суицидальному поведению // Международный научно-исследовательский журнал. № 9 (123). 2022.
- Тюнтеров Е.С., Абруков В.С., Мукин В.А., Смирнов А.В., Петров Д.В., Петров Н.И., Александрова Н.В., Семенова И.Ю. Методология разработки тонкопленочных систем с заданной газочувствительностью для хеморезистивной газовой сенсорики без источников питания // Наноиндустрия. 2023. Т. 16. № 1 (118). С. 22-29.
- Мукин В.А., Федоров А.О. Синтетический подход к вопросу возникновения и развития науки // Философия науки. 2023. № 2 (97). С. 35-43.
- Пониматкина Л.А., Бакаева Ж.Ю., Бритаева А.П. Методические подходы к цифровой трансформации туристского бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 4-2. С. 243-247.
- Бакаева Ж.Ю., Стеклова И.В., Щеголева Э.Н. К вопросу безэмоциональности субъекта в контексте современного бытия // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12. № 2-1. С. 22-29.
- Гаврилова И.В., Василенко О.В. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональных и личностных качеств будущего педагога системы специального образования // Инновации в образовании. 2023. №6 С. 76-83.
- Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).
- Федотов В.А., Иванова Е.К. Социальная ответственность и справедливость в этнической культуре // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Т. 12. № 1-1. С. 216-221.
6) публикации в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, индексируемых в международных библиографических базах:
- Арсентьева С.И., Карпунина А.В., Купирова Ч.Ш. Organizational training and practical experience of foreign students of the medicine faculty at the Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary (Russia) / 34th IBIMA conference on 13-14 November 2019 in Madrid, Spain.
- Sukhodimtseva A.P., Sukhodimtseva O.V., Chemerilova I.A., Chemerilova D.V., Sergeeva M.G. Methodological foundations of interdiscipinary integration in the teaching practice // Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 208-217.
- Pugacheva N., Kirillova T.V., Kirillova O.V., Luchinina A., Korolyuk I., Lunev A. Digital paradigm in educational management: the case of construction education based on emerging technologie // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. Т. 15. № 13. С. 96-115.
- Lyudmila A. Abramova, Svetlana B. Vereshchak, Alexander V. Vereshchak, Jeanne S. Vasilieva A New Stage in the Counterstand of the Higher Education System to the COVID-19 Coronavirus Infection // Proceedings of the 37th IBIMA Conference. April 2021, Cordoba, Spain
- Shmachilina-Tsybenko, SV, Ivanova, OM, Davletshina, GR., Khramova, KV, Chemerilova, IA. The possibilities of art therapy as one of the integrative methods in therapeutic pedagogy // Laplage em Revista (International), vol.7, n. Extra C, 2021, p.395-405).
- Щипцова А.В., Поверинов И.Е., Ильина Е.А. Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона // Регионология. 2022. Т. 30. № 2 (119). С. 359-382.
- Nikolaev E.L., Aleksandrov A.Yu., Poverinov I.E., Niyazov L. Attitudes to COVID-19 during the lockdown among university students in russia and uzbekistan // European Psychiatry. 2022. Т. 65. № S1. С. S523.
- Тюнтеров Е.С., Абруков В.С., Мукин В.А., Смирнов А.В., Петров Д.В., Петров Н.И., Александрова Н.В., Семенова И.Ю. Методология разработки тонкопленочных систем с заданной газочувствительностью для хеморезистивной газовой сенсорики без источников питания // Наноиндустрия. 2023. Т. 16. № 1 (118). С. 22-29.
- Чемерилова И.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023 № 5 (131).
Разработаные on-line курсы:
- Мукин В.А. «Методология научных исследований»
- Ефремов О.Ю. «Современные философские дискуссии»
- Чемерилова И.А. «Педагогика»
- Арсентьева С.И. «Философия на английском»
- Карпов А.П. «Качественные методы социологического исследования»
- Арсентьева С.И. «Philosophy for medicine»
- Соколова Л.Ю. «Основы философии»
- Мукин В.А. «Общие проблемы философии науки»
- Чемерилова И.А. Методика воспитательной работы
Реализуемые ГРАНТы:
2019–2021 гг. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования РФФИ № 20-013-00765А (рук-ль Чемерилова И.А.)
Программы, реализуемые через ЦДО
- Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» (рук. Гаврилова И.В.)
Контактная информация
Адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 17, стр.1, каб. 702.
Контактный телефон: 8 (8352) 45-21-29.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..